«Carmina Burana» Карла Орфа довела публику Хакасии до слез

22.09.2021 • Среда
Корреспондент Информационного агентства «Хакасия» Светлана Стафиевская рассказала о выступлении Академического Большого хора «Мастера хорового пения» и премьере кантаты Карла Орфа «Carmina Burana» в Абакане.

Кто-то в слезах, а кто-то в гробовом молчании...

Гром аплодисментов стих, и ошарашенная, ошеломленная публика потекла к выходу. У многих на лицах читался вопрос, как теперь жить дальше после такого потрясения? Кто-то в открытую плакал и не стеснялся своих слез. Позже благодарные зрители напишут в соцсетях: «Теперь я знаю, как называется эта музыка». И ведь действительно, как только грянула увертюра «O Fortuna» многих как окатило ледяной водой. Это же самое узнаваемое крещендо, которое растиражировали в своих треках разные исполнители, включая гр. «Enigma» и «Oomph!». Эту же популярную часть кантаты можно услышать во многих эпических фильмах.

По правде говоря, мне этот музыкальный номер встречался не раз, но пока я не услышала его вживую, даже не подозревала, что это и есть часть пролога «Carmina Burana». Конечно, я тоже разрыдалась. Где это видано — стать свидетелем исполнения мечты здесь, в Абакане, когда на сцене рождается сильное и безупречное искусство?! Впрочем, мечта была даже не моя. О ней заговорил дирижер симфонического оркестра, заслуженный деятель искусств Хакасии Вячеслав Инкижеков во время интервью, когда я его спросила, что бы он хотел воплотить на сцене филармонии.

- У меня уже 20 лет нереализуемая мечта, чтобы Карл Орф прозвучал в Хакасии, и вот сложилось. Это такое знаковое событие для меня. Не надо ехать куда-то, в Москву, например, где еще не попадешь на эти концерты. Можно прийти в филармонию и услышать феноменальный хор, - рассказывал маэстро информагентству почти за месяц до концерта.

Здесь замечу, что Вячеслав Геннадьевич - очень уникальный и удачливый человек по части реализации своих задумок. А они у него грандиозные, и мечты, как мы видим, точнее, слышим, сбываются. Помню, как накануне гала-концерта к 20-летию симфонического оркестра филармонии, он признался, что хочет однажды замахнуться на 6-ю симфонию Петра Чайковского.

Да и «Петрушка» Игоря Стравинского, который прозвучал тогда 1 февраля 2020 года в честь юбилея — тоже когда-то был мечтой и дорос до экспрессивного, зрелищного исполнения здесь в Абакане.

Как тут не плакать от счастья, когда на твоих глазах Фортуна правит бал и ты видишь, как много любви отдают зрителю люди, поцелованные богом?! Словом, случился мощный, взрывной катарсис. 


Мастера хорового пения

Безусловно, попасть в тот вечер на концерт Академического Большого хора «Мастера хорового пения» под руководством народного артиста России Льва Конторовича было огромной удачей. Это даже не обсуждается. Правда обидно, что наполняемость зала все еще была 50% из-за антиковидных ограничений, а значит не все смогли оценить высокое искусство.

- Лев Конторович — один из последних могикан из уходящих советских, понимаете? Это легенда. Они уйдут, и дальше страшно, - делился эмоциями о предстоящем концерте Вячеслав Инкижеков. 

Хакасский зритель тем вечером был столь же радушен и эмоционален, что щедро сопровождал мастеров хорового пения аплодисментами и возгласами «Браво!». В свою очередь Лев Конторович публику не оставил без подарка. Помимо заявленных в программе сочинений для хора a'cappella прозвучал шутливый музыкальный номер, в котором маэстро немного пошалил, вызвав не меньший шквал оваций, чем сценическая кантата во втором отделении концерта.

Кстати, в 2018 году хор подарил публике Хакасии концертную программу «Встречая Рождество», в которой прозвучал знаменитый «Реквием» Вольфганга Амадея Моцарта.

Признаюсь и соглашусь с многочисленными мнениями, что «Carmina Burana» - довольно сложное для исполнения произведение. Не всякому хору и оркестру под силу вытянуть такой накал страстей. А они безо всякого преувеличения кипели. Было так жарко, что даже висевший на стенке огнетушитель органично вписался в канву царившей феерии.

Грандиозный проект Хакасской республиканской филармонии в сотрудничестве с Академическим Большим хором «Мастера хорового пения» показал, что симфонический оркестр под руководством Вячеслава Инкижекова в очередной раз продемонстрировал высокое профессиональное мастерство. Да, как бы пафосно это ни звучало. Однако ставить такие концерты подстать настоящим зрелым коллективам, которые бесстрашно принимают на себя вызов большого и качественного искусства.

Не отпускал зритель главных героев сценического праздника, солистов: Елену Логинову (сопрано), Вячеслава Воробьева (тенор) и Артура Марлужокова (баритон). Их голосами с нами говорила целая эпоха, увековеченная богатой музыкальной фантазией Карла Орфа.

Именно в таких случаях, вместо тысячи рассказов о том, как это было, стоит один раз послушать нашумевшее произведение живьем. Хотя бы ради того, чтобы убедиться, что такого размаха мечты просто обязаны сбываться. 


O Fortuna

Сотворивший в 1935-1936 гг. неоднозначную по восприятию и смыслу кантату Карл Орф взял в основу либретто средневековые стихотворения. Всего их 24, а финалом, 25-м номером, служит все та же «O Fortuna», она закольцовывает все произведение.

Вообще, было бы странно, если Орф поступил бы иначе, не придав кантате именно такую композиционную законченность. Все-таки колесо Фортуны, оно же колесо Сансары, вечная круговерть, круглогодичность, сменяющие друг друга сезоны природы — это излюбленная, можно сказать, хрестоматийная тема многих великих мастеров.

Просто не все потянут, как говорится, или замахнутся. Здесь нужна особая талантливая изощренность, чтобы обыденное показать в новом свете. Этим и прославился великий южнокорейский режиссер Ким Ки Дук, когда закольцовывал свои культовые кинокартины «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» и «Человек, место, время и снова человек». На этом вывел в люди свою непростую кантату Карл Орф.

Все стихи, вошедшие в либретто, относятся к эпохе раннего Возрождения, совершенно новой философии жизни, посвятила слушателей в смысл «Carmina Burana» музыковед и заслуженный деятель искусств Хакасии Татьяна Чаптыкова.

- Здесь и поэт, и отверженный монах, который ищет истину в вине, гедонизме, гурманстве. И среди них совершенно фантасмагорический образ - мясо, которое жарится на вертеле, тоже начинает петь и вспоминать, что некогда было прекрасной птицей. Вы точно его узнаете, потому что это будет соло тенора, который будет петь жалобным фальцетом. Все это заканчивается вакханалией, компания попадает в преисподнюю, - рассказала Татьяна Владимировна, предупредив, что в финале тема фортуны звучит неистово, исступлённо, напоминая, что ничто не вечно на земле. Что во все времена над миром господствует таинственная и непредсказуемая Фортуна.

Немецкая публика впервые услышала «Carmina Burana» в Старой опере Франкфурта-на-Майне в 1937 году. Надо ли объяснять, что это было за время для Германии и ее народа, и то как по-разному - от восторга до резкой критики - была воспринята средневековая поэзия с острой и насмешливой подачи Карла Орфа.

Уместно ли говорить, что неподготовленному слушателю эта музыка напомнит растрескавшуюся фреску, которую воображение будет собирать по частям в течение всей кантаты? А кто-то увидит в сложном и, казалось бы, хаотичном рисунке причудливое полотно жизни, с ее праздниками, увяданием, смертью и жаждой к возрождению. И так по бесконечному кругу, пока Фортуна вертит свое колесо, и пока каждому выпадает свой этап в этом вечном цикле «Я воцарюсь – я царю – я царил – я ныне без царства».

Светлана Стафиевская



ПАРТНЕРЫ