Маэстро Вячеслав Инкижеков и симфонический оркестр: вместе от создания до совершеннолетия

07.02.2018 • Среда
Источник: Газета «Абакан»

1 февраля в Хакасской республиканской филармонии им. В.Г. Чаптыкова большим концертом отметили двойной праздник — 18-летие симфонического оркестра и 50 лет исполнилось создателю оркестра, его бессменному художественному руководителю, заслуженному деятелю искусств Республики Хакасия Вячеславу Инкижекову.

Как считают в филармонии, это знак судьбы, когда день рождения оркестра и день рождения его дирижера в один день. Как показало время – это счастливый знак. «Абакан» не стал отвлекать Маэстро в предпраздничной суете подготовки большого концерта, с Вячеславом Инкижековым мы побеседовали в спокойной обстановке, уже после блестящего выступления.

О создании оркестра

Это сегодня симфонический оркестр под управлением Вячеслава Инкижекова является постоянным участником важных правительственных мероприятий республиканского и всероссийского уровня. На счету оркестра работа со всемирно известными музыкантами и вокалистами: всемирно известной скрипачкой Ванессой Мэй, пианистами Даниилом Крамером и Александром Вершининым, Екатериной Мечетиной, виолончелистами Денисом Шаповаловым и Олегом Сендецким, скрипачами Максимом Федотовым и Алексеем Кошванцом, гобоистом Алексеем Балашовым, звездами мировой оперной сцены: легендарным испанским оперным певцом Хосе Каррерасом, Тьяго Аранкама (Бразилия), Альдо Капуто (Италия), Татьяной Павловской, Паата Бурчуладзе, Ларисой Юдиной, Хачатур Бадаляном и другими знаменитыми солистами оперы.

Однако, в момент создания оркестра, в канун Нового 2000-го года, мало кто в Хакасии верил, что у республики может быть свой симфонический оркестр, известие об этом многие музыканты восприняли как новогоднюю шутку.

— Симфонический оркестр в Хакасии был создан благодаря Владимиру Герасимовичу Чаптыкову. Благодаря своему таланту убеждать собеседников он сумел в трудном в финансовом плане 1999 году доказать Алексею Ивановичу Лебедю необходимость создания оркестра. Экономисты министерства культуры называли этот проект чистой авантюрой – денег нет, ставок дополнительных для музыкантов нет. Однако, правительственное постановление было подписано. Вообще, о своем симфоническом оркестре музыкальная общественность Хакасии мечтала уже много лет, однако, распад СССР, безденежье 1990-х годов не давали шансов на реализацию этой мечты. С 1980-х годов у нас был хороший студенческий оркестр музыкального училища, с сильным составом педагогов и студентов, я, будучи преподавателем музучилища, также работал с этим камерным оркестром. И вот практически в канун нового 2000-го года Владимир Герасимович предложил мне создать и возглавить симфонический оркестр – конечно, я согласился, ведь это была наша общая мечта! — вспоминает сегодня Вячеслав Геннадьевич.

Вячеслав Инкижеков с энтузиазмом взялся за дело воплощения многолетней мечты своих коллег- музыкантов. Набором участников оркестра, вопросами творческого плана Вячеслав Геннадьевич занимался сам, с оформлением документов помогала супруга известного в Хакасии музыканта Александра Кноблоха Светлана Решетникова – она в то время возглавляла городской центр культуры «Победа». Всегда были рядом и помогали во всем с созданием оркестра старшие наставники Вячеслава Геннадьевича — Александр Кноблох, Александр Глухов, Андрей Штарк. Первоначально был создан камерный оркестр – из 35 музыкантов, сегодня в составе симфонического оркестра Республики Хакасия 55 участников.

За восемнадцать лет оркестр прошел нелегкий путь становления и творческого развития, и на сегодняшний день он достиг совершеннолетия – оркестр является ведущим музыкальным коллективом и гордостью Республики Хакасия, доказавшим, что музыкантам из такого небольшого города как наш Абакан под силу выступать вместе с мировыми звездами. Сегодня у музыкантов новая мечта – создание в Хакасии большого симфонического оркестра, об этом же мечтает и министр культуры Республики Хакасия Татьяна Чаптыкова (об этом она рассказывала в интервью нашему изданию). Однако, Вячеслав Инкижеков не только дирижер и художественный руководитель симфонического оркестра, но и директор Хакасской республиканской филармонии, а потому отмечает:

— Будем реалистами, исполнение мечты о большом симфоническом оркестре упирается в ряд сложностей – это и средства, и кадры. Сегодня нам часто для больших проектов приходится приглашать 10-15 музыкантов – это наши коллеги из Красноярска, Новосибирска, Томска. В данный момент нам не хватает музыкантов струнной группы, я очень надеюсь, что к нам в Хакасию, в оркестр будут возвращаться после обучения в ведущих вузах наши талантливые ученики. Уже сегодня значительно усилила нашу игру Анна Худоярова – она вернулась к нам после обучения в Санкт-Петербурге. Талантливой молодежи у нас много, как художественный руководитель оркестра я буду очень рад, если они вернутся к нам, в то же время, как педагог, я понимаю, что в таких больших городах как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Красноярск у молодежи больше возможностей реализоваться в творческом плане, — отмечает мой собеседник.

Музыкант и директор в одном лице

Вообще, мой собеседник совмещает не только роли педагога и художественного руководителя, дирижера симфонического оркестра, как директору филармонии Вячеславу Геннадьевичу приходится решать и административные, хозяйственные вопросы. Кроме того, филармония – это, ведь, не только оркестр, это и много артистов других направлений. Не получается ли так, что своему оркестру директор уделяет больше внимания, чем другим направлениям?

— В начале своей работы в должности директора филармонии я действительно опасался, что буду больше «болеть» за родной симфонический оркестр. Однако, я стараюсь не допускать таких перекосов, хотя понимаю, что человек по природе субъективен. Не знаю, обижаются ли коллеги – мне они об этом не говорят. Полагаю, со мной согласятся и зрители, наш симфонический оркестр за последние годы заметно вырос в профессиональном плане. Благодаря поддержке Минкультуры Хакасии мы создали проект «Галерея звезд», получивший поддержку на федеральном уровне. Эта программа позволила нам приглашать многих известных музыкантов. Учитывая большую удаленность Хакасии от центра страны, наш маленький зал, даже концерты с приглашенными звездами не дают нам финансовой прибыли. Но такие концерты нужны для республики, ведь они приобщают население к высокой музыкальной культуре, — отвечает на мой вопрос Вячеслав Инкижеков.

Воспитание музыкального вкуса населения – одна из задач филармонии, однако, как справедливо отмечает мой собеседник, при определении репертуарной политики музыканты исходят и из интересов зрителя – что ему интересно.

— Подготовленных к большим академическим концертам, симфониям зрителей в Абакане немного, поэтому к высокой музыке мы приобщаем очень дозировано, включая в репертуар и более легкие произведения, интересные широкому кругу горожан. Вот уже 10 лет мы активно работаем с детской аудиторией, воспитывая нашу будущую публику. Для детей у нас есть специальные программы, без постановок сказок для детей вообще невозможно выполнить наши планы, — отмечает Вячеслав Инкижеков.

Да, филармония – это не только прекрасный мир высокой музыки, но и приземленные финансовые вопросы: выполнение плана по зрителю, по концертам, достойная заработная плата артистам, высококлассные профессиональные музыкальные инструменты. Во многом из-за возможности приобретения симфоническому оркестру столь необходимых и просто ужасно дорогих инструментов маэстро Инкижеков в 2010 году и решился стать директором филармонии, зная, что помимо любимого дела придется заниматься и хозяйственными вопросами.

— Я очень благодарен команде Виктора Зимина, когда он только возглавил Хакасию, его первый заместитель Александр Голышев и министр финансов Юрий Лапшин очень много внимания уделяли филармонии. Именно при них был заложен тот прочный фундамент, позволяющий оркестру и сегодня развиваться. В 2010 году филармонии выделили достаточно большие бюджетные средства на приобретение музыкальных инструментов. А все госзакупки, учитывая 94- й федеральный закон, – сложная процедура, когда победителем зачастую становится тот, кто предложит услугу или товар по наименьшей цене. Но при закупке музыкальных инструментов руководствоваться только критерием цены нельзя! В 2009 году в результате таких закупок нам вместо профессионального французского гобоя предложили итальянский инструмент, но это была студенческая модель. Просто в оценочной комиссии решили, что «этот инструмент дешевле на 100 тысяч рублей, поэтому выбираем его». В результате нам, угрожая судебным разбирательством, удалось отменить результаты этих торгов. На все разбирательства я потратил полгода жизни, не говоря уже о потраченных нервах. И это нам выделяли 250 тысяч рублей. А на 2010 год выделялось около 6 млн рублей. Я просто представил, сколько в данном случае придется потратить сил на судебные разбирательства. На выделенные 6 млн рублей мы практически полностью обновили музыкальные инструменты в оркестре, сейчас просто докупаем необходимое. Поэтому выбора: становиться директором филармонии или нет, у меня не было. Я понимал, что нужно будет много времени уделять административным делам, но, если бы мы не купили тогда инструменты, то не купили бы их уже никогда, — рассказывает Вячеслав Геннадьевич.

О профессии дирижера и талантах

Готовясь к встрече с Маэстро Вячеславом Инкижековым, немного прочитала о профессии дирижера. Как в шутку отмечают сами мастера, не бывает плохих или хороших оркестров – бывают плохие или хорошие дирижеры. Интересуюсь у Вячеслава Геннадьевича, согласен ли он с таким утверждением?

— Действительно, от мастерства дирижера зависит очень многое. Оркестр- это коллектив профессиональных музыкантов. Каждый из них прошел непростой путь профессионального становления: это и жесткий конкурс при поступлении в музыкальный вуз, и долгие годы упорного труда. Как результат, в оркестр приходят уже люди с сильным характером, со своим устоявшимся мировоззрением о том, что такое хорошо, а что нет в мире музыки. И задача дирижера – объединить всех этих профессионалов, направить их талант и мастерство в одном порыве, чтобы оркестр зазвучал. Чтобы так профессионально зазвучать, как сегодня, нам с симфоническим оркестром Хакасской республиканской филармонии им. В.Г. Чаптыкова понадобилось восемнадцать лет тернистого пути – но оно того стоило. Однако, как известно, нет предела совершенству – как бы высокопрофессионально ты не исполнил, всегда есть возможность сыграть еще лучше, и мы к этому стремимся, — отвечает на мой вопрос Маэстро.

Работа дирижера требует много и физических сил – ведь нужно много сил зарядить, заразить своей энергией всех и каждого в отдельности из 55 участников оркестра. Кстати, вы обращали внимание, что среди дирижеров практически нет полных людей – все они подтянуты, в хорошей физической форме. По словам Вячеслава Инкижекова, поддерживать себя в форме ему помогают плавание и работа на дачном участке. Да, да, Маэстро также, как и многие из нас, дачников, также копает лопатой, все лето поливает и ухаживает за своими грядками.

— Дача для меня – это, прежде всего, возможность побыть на свежем воздухе, поработать физически. Ну и что немаловажно, хотелось бы, чтобы на столе в доме были экологически чистые продукты – хочется просто выжить в этом мире сплошной химии, — отмечает музыкант.

В рамках одной публикации просто невозможно осветить все аспекты деятельности такого талантливого человека, как Маэстро Инкижеков. Однако, еще одно направление его работы – работа с детьми, полагаю, будет интересно многим абаканским родителям – как из музыкально талантливого ребенка вырастить настоящую звезду. В праздничном юбилейном концерте принимала участие и ученица Вячеслава Геннадьевича – Анастасия Субракова, выпускница специальной школы при Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, лауреат международных конкурсов, в настоящее время девушка продолжает обучение в Швейцарии.

— Чтобы вырастить «звезду» должно сойтись много факторов. Прежде всего, необходимы талант ребенка, хорошая музыкальная наследственность от родителей и самопожертвование близких своими интересами ради будущего ребенка. В случае Насти Субраковой, когда она еще обучалась в 4 классе музыкальной школы, я сказал ее родителям, что если они видят будущее ребенка в музыке, то им нужно переезжать в большой город – Новосибирск, Санкт- Петербург или Москву, в общем, города, где есть консерватории и специальные школы при консерваториях. Еще в Настином случае большую роль сыграл его величество случай – на гастроли в Хакасию приезжал камерный оркестр Эрмитажа, скрипач которого проводил мастер-класс для наших детей. Он прослушал Настю и рекомендовал ее в специальную школу при Санкт-Петербургской консерватории – и ее родители, оставив здесь налаженный быт, работы поехали, чтобы их дочь смогла себя реализовать в мире большой музыки, — делится своими наблюдениями педагог Вячеслав Инкижеков.

Что же касается большинства из нас, не профессиональных музыкантов, то нам следует только порадоваться, что у нас есть такая возможность приобщаться к миру прекрасного на концертах симфонического оркестра. Как обещает Маэстро, любителей музыки ожидает богатая, насыщенная программа, — следим за афишами.

Автор: Ольга Карачакова

ПАРТНЕРЫ