Николай Мясковский: 140 лет со дня рождения

20.04.2021 • Вторник

Место Николая Яковлевича Мясковского (1881-1950) в истории отечественной культуры до конца не определено, а российское музыковедение (как и исполнители) до сих пор остается перед ним в долгу. Сегодня, кроме 140-летия со дня рождения, есть еще одна важная причина обратиться к Мясковскому: ровно 100 лет назад он начал работать над самым великим своим сочинением, Шестой симфонией, открывшей важнейший и наиболее недооцененный период его творчества.

Уникальна судьба Николая Яковлевича. Он повторил путь многих русских композиторов, получивших вначале военное образование (Мусоргский, Римский-Корсаков, Кюи). Но только ему довелось в расцвете сил застать великую судьбоносную для Отечества войну, в которой он принял добровольное участие. На три года  Мясковский прервал творчество, а в 1914-1915 оказался в самой гуще войны как офицер саперных войск, на себе испытав все тяготы окопной жизни, контузию и даже плен, познав горечь поражений, ознаменовавших закат многовековой Российской империи.

Трагическая сопричастность историческим событиям была предугадана им с самого начала. Мясковский, по сути, не знал раннего периода. В Петербургскую консерваторию он поступил только в 25 лет, поначалу совмещая учебу с офицерской службой в саперном батальоне. Через два года появилась его Первая симфония (1908), за которой последовала Вторая (1911), окруженная двумя масштабными симфоническими поэмами «Молчание» (1910) и «Аластор» (1912). Уже в них Мясковский точно, нервно и беспощадно уловил звучание времени, грозовую атмосферу приближающихся войны и революции. «Молчание» и «Аластор» — поэмы великой тоски, разочарования и неизбежной смерти. Во Второй фортепианной сонате (1912) силу разрушения и смерти воплощает средневековая тема Dies irae, которая сыграет важную роль в Шестой симфонии. Диссонантная, раздираемая контрастами Третья симфония (1914) завершена буквально за несколько дней до начала мировой войны. В мощном заключительном траурном шествии этой грандиозной симфонии уже зияет кровоточащая рана национальной трагедии России в ХХ веке.

Продолжение публикации предлагаем прочитать вам на портале Музыкальное обозрение.

Автор: Александр Филиппов, музыковед, кандидат искусствоведения, преподаватель Московской консерватории






ПАРТНЕРЫ