Нина Идимешева: «Пою, как чувствую!»

11.03.2021 • Четверг

За характерный народный тембр голоса эту певицу называют самородком Хакасской земли. И даже ее коллеги по сцене признают: такой голос сегодня редко услышишь. Сама же певица происхождение своего таланта объясняет просто. И об этом солистка республиканской филармонии народная артистка РХ Нина Серафимовна Идимешева обязательно расскажет. 

Истоки таланта

Нина Идимешева уже не одно десятилетие выходит на профессиональную сцену. При этом у нее поистине народный голос — он словно бы льется. Необычный тембр, объемный, густой, очень звонкий. Так об артистке говорят ее коллеги. Сейчас многие поют смешанным голосом, а Идимешева — исключительно фольклорная певица. Русские песни исполняет так, как пели наши бабушки — с надрывом, с чувством и нежностью…

Родина Нины Идимешевой — Аскизский район Хакасии. По словам ее матери, Марии, это Верх-Аскиз, но не само село, а полевой стан. Там в победном 1945 году будущая народная артистка и появилась на свет. Отец Нины — Серафим Федорович воевал в Великую Отечественную, вернулся с фронта инвалидом. Поэтому семья, где было шестеро детей, жила трудно. Когда Ниночке исполнилось два года, переехали в Таштыпский район. Ее детство прошло в селе Карагай. Поэтому именно Карагай Нина Серафимовна считает своей родиной. Сегодня деревня как-то опустела, осунулась. Отчий дом артистки позабыт-позаброшен. Но именно здесь впервые, будучи совсем ребенком, она пела для своих близких, когда старший брат ставил ее на табуретку.

В этой деревне она окончила семь классов и приобрела первых друзей, с которыми бегала играть на колхозный ток. Сейчас на том месте выходцы из Карагая поставили своими силами памятник. Не только погибшим, а всем, кто воевал, вернулся, работал в тылу, жил в Карагае. Эта деревня была очень особенная. Люди были чисты душой. Даже двери не закрывали на замок — просто крючок накинут, значит, никого нет дома, никто не зайдет и ничего не возьмет без спросу. Такие замечательные люди — выходцы из Карагая, среди которых есть Герои Советского Союза, заслуженные учителя, врачи, летчики…

А вот отец Нины Серафимовны о войне рассказывать не любил. Тяжелы были для него воспоминания. Но в редких тех повествованиях всегда звучало одно название — Кёнигсберг. О том, как Серафим Федорович брал этот город, Идимешева узнала из случайных рассказов знакомых.

Он был командиром отделения. И когда немцы пошли в атаку, наши залегли перед этой безвыходностью. Серафим Федорович тогда встал и крикнул: «Вперед! За Родину, за Сталина!» У него голос был громкий, дочь — в него. Всё отделение поднялось и пошло в атаку. И тогда, видимо, его ранило в руку. Он вернулся с войны без одной руки.

С одной-то рукой какой из мужчины работяга!.. Поэтому главная часть забот по дому легла на плечи матери. А надо было всё в деревне делать самому. Например, косить. А в Таштыпе зона подтаежная, много сена надо — без скота невозможно прокормить семью. Мама одна по девять зародов ставила. Папа не мог ей помочь, дети маленькие, вспоминает певица. 

Дар природы

Из Карагая Нина Идимешева уехала после окончания седьмого класса. Дальше она училась уже в Абакане, в национальной гимназии. А в выпускном десятом классе стала заниматься в Хакасском народном ансамбле песни и танца «Жарки». Этот, впоследствии легендарный, коллектив появился в 1957 году стараниями балетмейстера Сары Даниловны Словиной. До сего момента хакасской хореографии как таковой не существовало. В 1961-м к танцевальной группе присоединяются хоровая и оркестровая группы ансамбля.

В «Жарках» Нина Идимешева, конечно же, пела. На родном хакасском языке. Именно в ансамбле она освоила вокал и нотную грамоту. Ведь девушка нигде не училась музыке. Ее необыкновенный голос — дар природы. Идимешева занималась в ансамбле пять лет. Включая то время, когда училась в Абаканском пединституте. Кстати, по образованию Нина Серафимовна педагог. И тогда она даже не мечтала, что станет настоящей артисткой. Но гордится, что азы мастерства ей преподавали такие известные композиторы, как Леонид Карев, Нина Катаева и, конечно же, сама Сара Словина.

Были в биографии Нины Серафимовны и другие коллективы — педагогические, а это значительная часть ее жизни. Школе Идимешева отдала не одно десятилетие, работала учителем русского и хакасского языков. Сначала — в Бейской школе. Потом муж трагически погиб, а у нее на руках остались двое детей. Женщина была вынуждена уехать поближе к родителям, в Таштыпский район. Работала в Имекской средней школе почти два десятка лет. А затем в ее жизни случился крутой поворот…

Крутой поворот

В 1989 году Нину Идимешеву пригласили работать в только что созданную Хакасскую республиканскую филармонию. К этому времени она уже известна в Хакасии как певица, пусть и самодеятельная. Уже были записи песен на Всесоюзном радио в Москве, выступление с «Жарками» в Колонном зале Дома союзов. И главная удача — песня Георгия Челборакова «Счастье матери». Впервые Идимешева исполнила ее в конце 60-х годов прошлого столетия. Но до сих пор считается лучшей исполнительницей.

Филармония создавалась на основе имеющейся культурной базы Хакасии. Новое учреждение нуждалось в профессиональных артистах. Приглашали и просто по-настоящему талантливых. Три отборочных тура Идимешева успешно прошла. А затем бросила налаженную жизнь сельского учителя и переехала в Абакан. Благо дети уже были взрослыми. Два года новоиспеченная артистка жила в гостинице. Затем ее квартирный вопрос в столице Хакасии был решен.

В 90-х годах Нина Серафимовна познакомилась с молодым музыкантом Евгением Улугбашевым, парень только что вернулся из армии. Сложился творческий тандем. Сначала они вместе выступали в ансамбле «Ульгер», затем — солистами филармонии. У артистов появились совместные программы. Рукоплескали этому дуэту даже во Франции. В 2011 году совместно с Симфоническим оркестром Хакасской филармонии Идимешева и Улугбашев выступили в Каннах на Фестивале российского искусства. А в 2012-м они показали свое искусство в самом сердце Лондона — знаменитом Гайд-парке, в рамках культурной программы, посвященной открытию Олимпийских игр.

Вдохновение Нина Идимешева черпает и в далеких своих поездках. Артистка уже гастролировала в Монголии и Казахстане, Турции и Татарстане, в Польше, других европейских странах и во многих российских городах. И она всегда находит чему удивляться. Ну а всех, кто знает Идимешеву, удивляет тот факт, что Нина Серафимовна никогда не мечтала стать артисткой.

Почему? По ее собственному признанию, осуждалось в деревне то, что люди играют, поют. Это считалось дурным вкусом, бесполезной тратой времени. И вспоминает: «Нам всегда приводили пример — смотри, Гоша Челбораков сидит, вместо того чтобы сено косить, играет на гармошке на крыльце. Будешь такой же, как Гоша Челбораков!» Этот «негативный пример» теперь — знаменитый хакасский композитор. Георгий Челбораков — гордость народа. Кстати, как вы поняли, он тоже родом из деревни Карагай — земляк Идимешевой.

Нину Идимешеву часто называют легендой Хакасии. В самых отдаленных районах республики ее по-настоящему любят. Народные тахпахи и песни в ее исполнении звучат особенно проникновенно. Ведь именно там истоки ее творчества, там, где звучит хакасская речь, где еще живы старинные песни. Там — самый главный и понимающий зритель.

«Я пою, как чувствую. Можно просто спеть — дежурно, как мелодию. А можно вложить душу. Это совсем разные вещи», — говорит артистка. Она как солнце. Когда заходит в помещение — становится светлее, отмечают ее коллеги.

Когда Нина еще училась в школе, в райцентр приехала приемная комиссия из Ленинграда. Искали талантливых детей для учебы в музыкальном колледже. Старший брат повез девочку на мотоцикле — показаться педагогам из большого города. Но они опоздали на просмотр. Нина никуда не поехала. И кто знает, что стало бы с ее уникальным голосом, возьмись за него специалисты. Может быть, он утратил бы свою самобытность и особое очарование. И даже в этом смысле Нина Идимешева по-настоящему — народная артистка.

Автор: Галина Овчаренко
Газета «Абакан» (по материалам программы «Изеннер» ТВ-Абакан) 
23.07.2020

ПАРТНЕРЫ