Роман Ясенков: «Жизнь – как джаз»

25.08.2020 • Вторник
Он один из тех, кого в республиканской филармонии называют просто: «джазовое трио». Причем трио уже очень успешно – выступает с лучшими исполнителями мира. А потому наша небольшая беседа с Романом ЯСЕНКОВЫМ о джазе, пути музыканта, звездной болезни и о том, каково это – аккомпанировать звездам.

– Роман, не так давно вы выступали вместе с Джоуи Морантом, а буквально на прошлой неделе с Дениз Джанна. Это успех. Как один из тех, кто входит в успешное джазовое трио и постоянно работает с зарубежными исполнителями, скажите: подход к работе у западных звезд и отечественных исполнителей отличается? Если да, то чем именно?

– Я не могу сказать, что отношение к работе у зарубежных звезд как-то отличается от звезд российских. Если ты профессионал и любишь своего зрителя, то всегда постараешься выложиться по максимуму. А мы работаем только с профессионалами, и это очень приятно.

Но могу сказать, что у всех разный подход к исполнению. Например, Джоуи Морант, с которым нам довелось играть вместе прошлой осенью, очень темпераментный человек. Он любит, чтобы исполнение было «ярким», чтобы музыка, как и жизнь вокруг, кипела, играла разными красками. Энергия, радость, напор – в этом весь Джоуи. До того как выйти на сцену, он тридцать лет служил в морской пехоте и, как сам рассказал, до сих пор занимается единоборствами. А вот с Дениз Джанна все иначе. Она другая: ей пятьдесят девять лет, она спокойная, даже чуть-чуть сдержанная, и от нас она хотела такого же исполнения. При этом в голосе и всех ее манерах двигаться по сцене, петь, общаться со зрителями столько красоты, мудрости и достоинства, что ее хочется назвать королевой.

– То есть мне можно не задавать вопрос, насколько легко общаться со звездами из других стран, говорящими на другом языке, и есть ли у них звездная болезнь?

– Очень легко. Если говорить обо мне, я в достаточной степени владею английским языком, и моих знаний вполне хватает для того, чтобы что-то сказать и быть понятым. Если мы обсуждаем какие-то исключительно музыкальные моменты, где разговорного английского недостаточно, всегда можно применить универсальные, ставшие международными музыкальные термины, большинство из которых итальянского происхождения. А кроме того, всегда можно начать разговаривать языком звуков: еще раз проиграть какой-то отрывок и спросить у того, с кем работаешь, нужно ли что-то изменить или его такой вариант устраивает.

– Неужели ни разу не возникало никаких сложностей?

– Сложности могут возникнуть тогда, когда коллектив не готов к концерту. Но как люди, не один год занимающиеся музыкой, мы знаем, что подготовка к выступлению не должна состоять из двух совместных репетиций с только что приехавшим исполнителем. Поэтому репертуарный план согласовывается заранее, мы несколько месяцев самостоятельно репетируем все то, что необходимо будет сыграть для вокалиста или вокалистки, и пока у нас все получается. Но за это надо сказать большое спасибо еще и администраторам филармонии, которые согласовывают все планы и графики и заботятся о том, чтобы у нас заранее был музыкальный материал.

А что касается звездной болезни у зарубежных исполнителей, то ничего подобного я не замечал. Требовательность к себе и безусловное уважение к окружающим – вот это ощущается. У этих людей есть понимание того, что звездой невозможно стать, если ты не любишь то, чем занимаешься, и считаешь всех остальных недостойными.

– Вы всерьез считаете, что можно всю жизнь любить то, чем занимаешься? А как же распространенное мнение о том, что рано или поздно любое увлечение, которым человек зарабатывает на жизнь, становится просто ремеслом?

– Музыка – это эмоции. Чтобы передать их своим слушателям, ты должен испытывать их сам. Твои пальцы, клавиши или руки как продолжение смычка и барабанных – палочек только посредники между эмоциями, которые наполняют душу, и зрителями, который купил билеты и пришли на концерт. Как только музыкант перестает чувствовать радость от того, что он делает, он перестает быть музыкантом. В нашем деле халтурить невозможно. На следующий концерт просто никто не придет. Именно поэтому все звезды, с которыми нам довелось работать, такие увлеченные, открытые и искренние люди.

К тому же джаз просто невозможно играть механически. Это не тот случай, когда достаточно хорошо заучить все ноты и воспроизвести их перед публикой. Джаз – это всегда импровизация, когда в знакомую многим мелодию вы вносите какие-то новые краски, предлагаете новые вариации. Это дает возможность быть уникальным и выбирать что-то свое, то, что подходит именно тебе.

– Я правильно понимаю, что если ты не готов вкладывать душу, музыкой, и в частности джазом, лучше не заниматься?

– Мне кажется, в жизни вообще не стоит заниматься тем, что тебе неинтересно. Деньги важны, но не стоит думать, что они в жизни главное, и, принимая решения, руководствоваться только материальными соображениями. Если бы нам с Димой и Владом не нравилось играть, мы бы зарабатывали те же самые деньги чем-то другим.

– К нам уже приезжали и еще не один раз приедут звездные исполнители джаза, с которыми вы будете работать. Но скажите честно: вы сами любите джаз?

– Ну конечно! Я же окончил эстрадно-джазовое отделение нашего музыкального колледжа. Как я могу не любить джаз?! Знаете, ведь у джаза очень много направлений. Он появился в начале двадцатых годов прошлого века и все это время эволюционировал. Каждый исполнитель стремился привнести в эту музыку что-то новое, трансформировать ее так, чтобы звучание его джаза было особенным. В результате сегодня вы можете выбрать для себя то, что найдет отклик именно в вашей душе. Это может быть а вангардный джаз или бибоп , диксиленд или классический джаз , а может быть кул -джаз, ладовый , латиноамериканский , афро-кубинский джаз , свинг, смус , соул , фри-джаз , фьюжн, хард-боп , цыганский джаз.

– Вы сказали, что окончили эстрадно-джазовое отделение музыкального колледжа. А как давно вы занимаетесь музыкой? Я понимаю, что с детства, и все же: сколько лет нужно посвятить игре, чтобы начать выступать со звездами джаза?

– В моем случае около двадцати. В шесть лет я начал учиться игре на фортепиано, потом пошел в общеобразовательную школу и параллельно продолжал учиться в музыкальной. В старших классах занятия музыкой на какое-то время прекратились, но жизнь сложилась так, что я вновь пришел к музыке.

– То есть мы можем с уверенностью сказать нашим читателям, что чем раньше они начнут работать над раскрытием музыкальных талантов детей, тем выше вероятность того, что спустя двадцать лет они смогут увидеть своих чад на сцене с лучшими исполнителями мира?

– Нет. Если вы поведете своего ребенка учить ноты уже в пять или шесть лет, это не значит, что из него вырастет музыкант. Но вполне возможно, что он полюбит музыку. Вот тогда можно на что-то рассчитывать.

Поверьте мне, жизнь, так же как и джаз, – всегда немножко импровизация. Мог ли кто-то из нашего трио знать, что когда-нибудь мы будем вместе играть джаз? Нет. Просто однажды возникла необходимость, чтобы кто-то, кто любит эту музыку и готов ее исполнять, вышел на сцену вместе с зарубежным гостем. А потом необходимость возникла вновь, и… нам это нравится.

Беседовала Мария КИДЯЕВА
Портал «Абакан сегодня», 03.03.2015

ПАРТНЕРЫ

Министерство Культуры РФ

Читать далее
Ссылка баннера:  http://mkrf.ru/

Министерство культуры РХ

Читать далее
Ссылка баннера:  https://culture19.ru/

Госуслуги (маленький)

Читать далее
Ссылка баннера:  https://www.gosuslugi.ru/