То, что мы играем на сцене, — это отражение жизни

12.09.2019 • Четверг

Недавно меломаны Хакасии познакомились с арт-квартетом Тима Дорофеева. А сегодня мы предлагаем поближе познакомиться с его руководителем и узнать секреты долголетия музыкальной группы.

О том, как прошёл единственный концерт квартета в Абакане, мы писали в одном из предыдущих номеров газеты «Хакасия». Всего полтора часа сцена республиканской филармонии была во власти этих музыкантов, но за это время зрители испытали столько эмоций, что ещё несколько дней обсуждали между собой приёмы, музыкальные шутки, необычные композиции группы. К слову, арт-квартет Тима Дорофеева — лучший джазовый коллектив страны, по мнению зрителей и жюри телевизионного конкурса «Квартет 4х4», который проходил на канале «Культура».

Немного истории не помешает

С 1970-х годов в Архангельске существует фестиваль «Международные дни джаза», который основал знаменитый саксофонист, заслуженный артист России Владимир Резицкий. Именно в его коллективе, легендарной джаз-группе «Архангельск», и начинали свой творческий путь участники арт-квартета Тима Дорофеева. 

Уже 15 лет ансамбль существует в нынешнем составе: Тим Дорофеев (гитара), Олег Юданов (барабаны, перкуссия), Константин Седовин (вокал, флейта) и Николай Клишин (бас). Все участники квартета — профессионалы высокого уровня, признанные музыкальными критиками и публикой страны.

Тим Дорофеев постоянно создаёт новые креативные проекты, являясь руководителем продюсерского центра «Архангельск-ДЖАЗ» и организатором масштабных фестивалей. Его авторские композиции и обработки народных песен составляют основу репертуара арт-квартета. Так почему их музыка так завораживает? 

Процесс творчества — бесконечен

— У меня нет ответа, почему наши концерты не повторяются. Иногда, бывает, мы обо всём договорились, и вдруг, уже во время выступления… что-то пошло не так, — смеётся музыкант, — наверное, это наш девиз. Тут же от каждого участника квартета идёт очень быстрая реакция, композиция меняется, иногда и сам смотрю на всё происходящее круглыми глазами, а в конце смеёмся. Так и зритель понимает, что это импровизация, и от этого все только выиграли.

В проекте «Квартет 4 х 4» на телеканале «Культура» тоже был интересный момент, — хитро улыбается собеседник. — Нужно было пригласить известных медийных лиц, мы предложили позвать Игоря Бутмана. И он согласился сыграть с нами. Для совместной работы выбрали BluesForMyBaby Элтона Джона. Отрепетировали, определили акценты, провели саундчек. Но во время записи программы что-то опять пошло не так, — снова хохочет Дорофеев. — Басист где-то не так вступил, следуя зову души, где-то я сыграл другую форму. Игорь Бутман стоит удивлённый, смотрит на нас, а мы своё «шарашим». Но мы все джазовые музыканты, все сориентировались в форме, в подаче: сыграли. После выступления Бутман у нас спрашивает: «Изменили форму?» Я говорю: «Извини, не предупредили». А он посмотрел на нас и только сказал: «М-да...». 

Музыка — это отражение жизни

— Что лежит в основе ваших произведений, почему они такие необычные? И как вы считаете, всегда ли зрители понимают ваши интонации, эмоции, вложенные в музыку?

— То, что мы играем на сцене, — это отражение жизни. Она многообразная, потому и музыка у нас непредсказуемая, но здесь нужно обязательно быть искренним. Зрителя же не обманешь, он всё чувствует, — говорит Тимофей Дорофеев. — Наше творчество я назвал «Русская импровизационная музыка». Оно основано на народных песнях, детских воспоминаниях, личных переживаниях. Оно понятно всем, хотя иногда мы уходим в восточные мотивы, иногда блюзовые, поскольку я люблю блюз и даже устраиваю фестивали, посвящённые ему. Идёт такое смешение стилей и направлений, что можно обозначить как фьюжн.

Часто на концертах говорю, что в каждом из нас глубоко внутри сидит деревня. Маленькая или большая, у кого-то очень скрытая. Но когда люди слышат в музыке что-то родное, какое-то природное звучание, они чувствуют, что это именно для них. На сцене всё обнажается, мы очень откровенны, например, в композиции, которая посвящена памяти тех, кого с нами рядом уже нет. А иногда это наоборот — какой-то неожиданный юмор. Да, зрителю может быть не всё понятно из того, что мы играем. Но главное, между нами есть связь.

— Кстати, зрители в провинциях и мегаполисах отличаются?

— Чем дальше от центра — тем люди проще и восприимчивее. В больших городах от пришедших часто веет снобизмом, что ли… Зрители изначально настроены скептически, не ждут чуда, не готовы удивляться, соответственно и не получают от нашей музыки того заряда, что уносят с собой жители небольших сёл в нашей Архангельской области. Сложнее всего с детьми, им очень трудно угодить и понравиться. Приходится чуть ли не на голове стоять. После таких концертов я просто выжат, но счастлив. Кстати, чаще всего нас не понимают профессиональные музыканты, — смеётся руководитель арт-квартета. 

Путь непонимания

— А почему?

— Долгие годы мы искали свой путь и часто, когда играли на фестивалях, слышали от коллег неодобрительные или даже злые комментарии. Многие спрашивали, что за ерунду мы играем и почему не берём в работу популярные джазовые мелодии — это же залог успеха. Да, в современном мире популярность приходит к тем, кто играет «попсу». Но в этой музыке нет интриги, там всё заранее известно. Мы же хотели создавать что-то другое, мы верили, что и наше творчество найдёт своего зрителя. Мы понимали, что мир гораздо шире и разнообразнее, и нам тесно в этих узких, принятых в музыкальном сообществе рамках. Были миллионы проб и ошибок, и вот сейчас мы поняли, что всё делали правильно. Отчасти помогло в осознании этого телевизионное шоу «Квартет 4х4». Конкурс наглядно показал, что людям нравится живое искусство. Ведь мы состязались с отличными музыкантами, у них у всех высокий уровень, все играли здорово. Но людей всё-таки зацепило именно наше творчество. Кстати, телевидение часто и создаёт такие рамки, показывая музыку определённого плана. А вот на этот раз всё сложилось по-другому. Хотя жюри некоторые наши композиции не понимало: что там вообще происходит на сцене? 

Для нас главное — свобода

— Вы всё время говорите о зрителях, о том, как хочется, чтобы каждый человек что-то почувствовал на ваших концертах. А что музыка даёт вам?

— Свободу. За ней мы и отправились в это увлекательное плавание. И отлично, что сделали это именно таким составом. У нас хорошие отношения в коллективе, хороший и понятный юмор. Общая цель — играть свободную музыку. Её ведь не с каждым музыкантом сыграешь. Есть крутые профессионалы, но они не могут вписаться в нашу концепцию. Поскольку эксперименты и повороты немногим подходят. Например, у нас фокалист-флейтист может начать петь, где ему вздумается, иногда «улетает» в такие заманчивые дали, что даже мы пускаемся за ним вслед, выдавая звуки в микрофон. Барабанщик может играть на бубенцах, колокольчиках, щеках и даже лысине. Мы хотим делать то, что мы хотим. Это не каждый может, к сожалению. Музыканты часто говорят, что им бы тоже хотелось свободы, но этим не заработаешь, и это правда нашего современного существования.

— Почему Тим, а не Тимофей?

— (смеётся) Основатель группы «Архангельск», в которой мы начинали наш путь, Владимир Резицкий называл меня то Дорофей Тимофеев, то Тимофей Дорофеев, то Тим Дорефа. В конечном итоге Тим закрепилось. Это что-то вроде псевдонима. 

Хакасию бы увидеть, да в следующий раз

— А как вы попали в Абакан и понравилось ли вам здесь?

— Московская филармония организовала приезд сюда. Нам просто позвонили, а потом выдали сертификат на выступление здесь, в столице Хакасии, в рамках программы «Филармонические сезоны». Дорогу и проживание оплатила она же. И это здорово, что мы смогли попасть в Хакасию. Я впервые в Абакане, а мои музыканты, как оказалось, были здесь в 90-х годах на джазовом фестивале. Мы успели прогуляться только по улицам вокруг филармонии, понравилось то, что в городе много зелени, приветливые люди, нет спешки больших городов. В центре города чувствуешь себя, как на природе. Надеюсь, удастся приехать к вам ещё не раз и посмотреть именно природные достопримечательности, которыми славится Хакасия. А ещё было бы интересно пообщаться с музыкантами, которые профессионально занимаются горловым пением. Мы могли бы использовать некоторые приёмы и в наших выступлениях.

Источник: газета «Хакасия» № 173 – 174 (24030 – 24031) от 12 сентября
Корреспондент: Мария Дудник

ПАРТНЕРЫ

Министерство Культуры РФ

Читать далее
Ссылка баннера:  http://mkrf.ru/

Министерство культуры РХ

Читать далее
Ссылка баннера:  https://culture19.ru/

Госуслуги (маленький)

Читать далее
Ссылка баннера:  https://www.gosuslugi.ru/