В предстоящую субботу, 1 февраля, симфоническому оркестру Хакасской республиканской филармонии имени В.Г. Чаптыкова исполняется 25 лет. Четверть века назад создавал оркестр и все эти годы руководит им маэстро Вячеслав ИНКИЖЕКОВ, человек, чье имя произносят с уважением и восхищением не только в Абакане и Хакасии, но и далеко за пределами нашей республики. Как же иначе?! Ведь Вячеслав Геннадьевич работает не только с артистами родной филармонии, не только возродил оперу известного в Хакасии композитора А.А. Кенеля «Чанар Хус», но и успешно сотрудничает с ведущими оперными исполнителями Мариинского театра, и даже со звездами мировой оперной сцены!
Судьба или старание и труд?
…Родился Вячеслав в Абакане 1 февраля 1968 года. Удивительное совпадение: симфонический оркестр, который Инкижеков возглавил в 2000 году, тоже имеет дату рождения 1 февраля! Но до маэстро Вячеславу Геннадьевичу надо было еще дорасти, и на это у него ушло почти 25 лет, причем еще до создания оркестра.
В пять лет, еще ребенком, Слава впервые услышал волшебные звуки скрипки. Пришел домой и сказал: «Буду играть на скрипке!» Родители очень удивились: они, оба инженеры, не ожидали от сына услышать такую новость. Разве, мол, это серьезная профессия?
В семь лет мальчик пошел в общеобразовательную школу, а год спустя — и в музыкальную им. А.А. Кенеля. В классе скрипки занимался у А.А. Спирина, потом — у З.С. Аевой. Не собирался он дальше дружить со скрипкой, прозанимавшись вплоть до седьмого школьного класса. Но вмешался его величество случай: пришел как-то на занятия талантливый скрипач Александр Кноблох, услышал, как играет Вячеслав, и предложил ему продолжить учебу в Абаканском музыкальном училище. Слава удивился, но мысль продолжить музыкальное образование запала ему в душу.
Потом был Красноярский институт искусств (сейчас — академия) по курсу скрипки, служба в армии, в Туркменистане, где, проходя танковую «учебку», он играл в воинском духовом оркестре на баритоне. Выбор в пользу музыки был сделан тогда практически окончательно. После службы Инкижеков уезжает в Бишкек, где заканчивает Киргизскую государственную консерваторию по классу скрипки.
Еще в стенах консерватории студенты организовали Чуйский молодежный камерный оркестр. Создание оркестра поддержали в правительстве Киргизии. И вот на этом-то этапе Вячеслав впервые встал за дирижерский пульт, стал так называемым «репетиционным дирижером», когда отсутствовал главный.
Судьба? Не только! Еще старание и труд!
— Я, полюбив свою профессию, стал невольно проявлять инициативу, — с улыбкой вспоминает мой собеседник. — Помимо репетиционного дирижирования взял на себя обязанности монтировщика оркестра (в дальнейшем этот опыт ему очень пригодится. — Авт.) И, учась еще на четвертом курсе консерватории по классу скрипки, решил факультативно закончить курсы дирижирования. Ну, а чтобы не сидеть без денег, работал скрипачом в симфоническом оркестре государственной телерадиокомпании Киргизии. Но… В 1998 году по семейным обстоятельствам вынужден был вернуться в Абакан, свой родной город.
В это время бывший преподаватель Вячеслава Геннадьевича по классу скрипки Анатолий Александрович Спирин, директор школы им. А.А. Кенеля, с удовольствием пригласил своего талантливого ученика обучать искусству игры на скрипке юных воспитанников. Не один десяток было их у Вячеслава Инкижекова! Он и сейчас занимается наставничеством — правда, всего с одним учеником, но одаренным и подающим надежды.
Учился у легенды Сибири
В 2000 году Вячеслав Инкижеков пришел в Хакасскую республиканскую филармонию. Пришел из студенческого камерного оркестра, которым руководил в Абаканском музыкальном училище. На то время министр культуры В.Г. Чаптыков, видя активность молодого музыканта-руководителя, предложил Вячеславу Геннадьевичу создать в Хакасии профессиональный симфонический оркестр на базе студенческого. И это случилось 1 февраля 2000 года.
— Студентка тех лет до сих пор работает у меня, — заметил Вячеслав. — Это Анна Аржаных, скрипка.
Ну, а чтобы стать настоящим маэстро, Вячеслав Инкижеков для этого работал и параллельно учился в Новосибирской государственной консерватории, причем у легенды музыкальной столицы Сибири — Арнольда Михайловича Каца, народного артиста СССР, который еще в 1956 году создал симфонический оркестр Новосибирской государственной филармонии и руководил им всю жизнь.
— Арнольд Михайлович был больше чем дирижер, — с уважением вспоминает о своем педагоге-наставнике Вячеслав. — Его деятельность выходила далеко за рамки работы в оркестре. Ведь он был для своих музыкантов как отец родной! Я, честно сказать, ходил за ним буквально по пятам, многое перенял из его опыта, отношения к людям.
Три грани таланта
Когда Хакасия стала принимать высоких оперных гостей, Вячеслав Инкижеков не сразу начал выступать с ними в качестве дирижера. Поначалу, когда приезжали в Абакан именитые мастера оперной сцены, в дирижеры к ним на концерты приглашались заезжие маэстро. Вячеслав же — будь то в республиканской столице или на горе Гладенькой, где начиная с 2011 года проходили международные форумы «Сибер Ил», — отвечал за установку оборудования, оформление сцены, за экран, звук — то есть исполнял роль технического директора фестиваля. И вот однажды это не понравилось главе Хакасии — председателю Правительства РХ В.М. Зимину: «А почему наш Инкижеков не дирижирует на фестивалях? Это надо исправить! Он достойный маэстро». Именно после этого Вячеслав Геннадьевич стал за пюпитр дирижера и начал руководить своим оркестром с большими мастерами оперной сцены России и мира. К этому звездному взлету своей карьеры он был уже готов.
В настоящее время в симфоническом оркестре под руководством В.Г. Инкижекова — 60 музыкантов. Вячеслав Геннадьевич — главный дирижер, художественный руководитель оркестра и директор Хакасской республиканской филармонии: три в одном! Так и просится на язык сказать: человек-оркестр! И это не будет преувеличением.
Главное в работе дирижёра
Если вернуться к развитию коллектива, то следующим этапом на этом пути была постановка оперы «Чанар Хус» А.А. Кенеля, которая лежала «в запасниках» аж с 1980 года. «Мы ее восстановили в 2016 году», — не без гордости говорит В.Г. Инкижеков.
И после этого мы снова невольно вернулись к теме работы Вячеслава Геннадьевича как дирижера совместно с мировыми оперными знаменитостями. Почему? Да просто меня, и не только, когда я бывал на подобных концертах и фестивалях, всегда удивляло: как такое нашему Вячеславу удалось? На мое удивление ответ был буквально следующий:
— С этим не было проблем, даже на первых порах. Предварительно мы получаем весь концертный репертуар предстоящего выступления звезд и репетируем произведения, которые будут ими исполняться, в течение 7–8 дней. Потом, по приезде оперных певцов, вместе с ними еще пару дней репетируем. В принципе, этого хватает. Должен заметить, что чем выше профессионализм исполнителей, тем легче и быстрее с ними подготовить номера.
— А бывали экстремальные случаи? — задал я вопрос Вячеславу Геннадьевичу, добавив при этом, что высокий профессионализм в таком случае нужен ведь и ему, как дирижеру, а также всему симфоническому оркестру! Он лукаво улыбнулся на эту мою «добавку», а потом сказал:
— Всякое бывало, конечно! Однажды, например, российская оперная певица из Мариинского театра Юлия Маточкина прилетела на концерт в Абакан, на День республики, буквально за несколько часов до концерта! Она была на гастролях в Америке. Всё у нас тем не менее получилось. Вот что значит мировой уровень! Но это был действительно экстремальный вариант! Лучше, когда всё идет по плану, без нервотрепки.
В.Г. Инкижекову довелось дирижировать приме-солистке Мариинского театра Татьяне Павловской, которая начиная с 2011 года выступает в Абакане на гала-концертах ко Дню республики. Вячеславу Геннадьевну посчастливилось готовить оркестр к выступлению испанского оперного певца Хосе Коррераса — признанной мировой знаменитости! Большое впечатление на главного дирижера произвел в свое время и Дмитрий Хворостовский, советский и российский оперный певец, народный артист Российской Федерации.
— Скажите, что главное в работе дирижера? Чем вам нравится это высокое служение музыке? — спросил с ожиданием.
— Это дает мне великолепную возможность лично прикоснуться к великим сочинениям гениальных композиторов, разгадать их замысел, идею произведения и по возможности достоверно передать это через музыку людям, — был мне развернутый ответ. — В этом мне, конечно, помогает так называемая мануальная техника дирижирования — самое трудное в нашем деле. Я через определенные движения рук стараюсь полностью передать характер исполняемой музыки, ее темп, алгоритм, штриховые нюансы и тонкости произведения. Четырехчасовые репетиции, большие концерты продолжительностью до трех часов — всё это тоже работа дирижера...
1 февраля 2025 года в филармонии состоится концерт, посвященный 25-летию симфонического оркестра. «В первом отделении будет представлена премьера последней симфонии Йоганнеса Брамса № 4 ми-минор — самая знаменитая, вершина всей его симфонической деятельности, — поделился планами Вячеслав Геннадьевич. — Да, мы замахнулись в свой юбилей на великолепный мировой шедевр! Это уже наша традиция. Ну, а во втором отделении свое индивидуальное искусство в сольных номерах продемонстрируют артисты нашего оркестра. Мы с удовольствием встретим своих почитателей и постараемся не обмануть их высоких ожиданий».
Уверен, так и будет.
Браво, маэстро! Браво, оркестр!
Валерий Полежаев
Газета «Абакан» № 4 (3567) от 29 января – 4 февраля 2025 г.