Александр Вершинин. «Слышать то, что не написано в нотах»

29.04.2022 • Пятница

Знаете ли вы, что знаменитый пианист, профессор Московской консерватории Александр Вершинин свой день рождения уже много лет отмечает в Хакасии?

Этот год — не исключение. Мало того, приезд в нашу республику для него один из лучших подарков. Для кого-то это кажется странным? Да нисколько!

— Мне здесь всегда хорошо — очень гостеприимная, светлая земля, собираются друзья, много музыки каждый день. Это уже традицией сделалось, ведь всероссийский конкурс музыкантов и художников имени Александра Александровича Кенеля всегда проходит в республике в конце марта — начале апреля. А день рождения у меня 1 апреля. И всё это вместе — настоящий праздник. В жюри конкурса Алексей Кошванец, Олег Сендецкий, Андрей Кугаевский, другие музыканты. Удивительно, но в Москве не можем увидеться, нет времени. Специально подгадываем время, чтобы встретиться здесь, обговорить планы на будущее. Очень важно делать это в живом формате, не по телефону — иначе ничего не получится. И поэтому новые совместные проекты рождаются у нас здесь, в Хакасии.

Александр Александрович Вершинин — ярчайший представитель русской фортепианной школы, тонкий музыкант, блестящий педагог — впервые побывал в Хакасии в 2005 году.

— Приехал сюда благодаря Денису Шаповалову, прекрасному музыканту, виолончелисту, который несколько раз выступал в Хакасии с симфоническим оркестром филармонии. Он пригласил меня сыграть вместе концерт. Помню, говорил, что здесь добрые люди, понимающая публика, принимают очень хорошо. Конечно, я согласился. Собрал в рюкзак концертный рояль, надел белый костюм — и в самолёт, — смеётся музыкант.

Мелодия в подарок

Кто слышал, согласятся безусловно, дуэт «Люди в белом», программа «И Бах, и джаз!», ­виолончель и рояль, Шаповалов и Вершинин — это улётно!

Классика и импровизация, Шуберт, Бах, Рахманинов, ­Щедрин — и Петерсон, и Гершвин. Это было как-то вдруг. Академизм — и джаз! Потрясающие впечатления.

Но, как признаётся сам Вершинин, впечатлены были не только любители классики и джаза.

— На самом деле мест, где люди настолько были бы «заряжены музыкой», не так уж много на земле. Очень неожиданной и удивительной оказалась особенная реакция зрителей на наше выступление. Ведь музыкант не просто исполняет то или иное произведение — это его жизнь, его душа, это связь с миром — и если человек рядом чувствует это, то понимаешь, что всё не напрасно. А когда целый зал воспринимает твою музыку, чувствует её? Это вдохновляет. И поэтому, когда меня пригласили сюда для участия в жюри творческого конкурса, я ни капли не сомневался. Каждый год оставляю в своём графике время, чтобы приехать в Хакасию. Я без этого уже не могу — скучаю по этой атмосфере, по этой природе, по людям, понимающим музыку, по друзьям — здесь у меня их немало.

…Сан Саныч. Теперь в Хакасии многие называют его именно так. Человек, перечисление званий и заслуг которого занимает три листа печатного текста, открыт и лёгок в общении. «Ну ведь наша беседа — это импровизация, а музыканты любят импровизировать», — говорит он.

Действительно. Вот он подходит к «Стейнвею» — нужно сесть рядом и позировать фотографу, всё должно произойти просто и быстро.

Но пальцы касаются клавиш… Все стоят, затаив дыхание. Маэстро импровизирует, и мелодия, которая рождается сейчас, неповторима. Счастливое мгновение, дарующее яркость жизни. Спасибо за него.

Никогда не считал музыку наказанием

— Музыкой занимаюсь с пяти лет. Получается, 52 года уже. Учителем моим была известный педагог Елена Петровна Ховен, которая, в свою очередь, получала знания у Александра Борисовича Гольденвейзера, русского и советского пианиста, друга Рахманинова, Скрябина.

(Как любопытные факты добавим, что Александр Гольденвейзер был другом Льва Толстого, играл с ним в шахматы, присутствовал при кончине писателя в Астапове и подписал его завещание. Ещё. Воспитал двух приёмных сыновей, Андрея Сахарова (физик и правозащитник) и Григория Гинзбурга (пианист, заслуженный деятель искусств РСФСР. — Прим. авт. )

...Уже в юном возрасте Саша Вершинин не только играл на фортепиано, но и сочинял маленькие музыкальные пьесы, чему его строгий педагог не препятствовала — поощряла даже.

До тех пор, пока он не поступил в специальную музыкальную школу, обучение в которой требует бесконечных часов работы. Тогда «композиторству» был дан запрет на многие годы — здесь профессиональное образование не терпит суеты. Для того, чтобы стать музыкантом в России, требуются ежедневные часы и долгие годы занятий. 17 лет, — начиная с первой ступени и заканчивая консерваторией!

— Вольницы у меня в принципе не было — занятия продолжались и дома, и в школе. Уходя на работу, мама давала задание выучить музыкальную пьесу «от сих до сих». Учил. Во время каникул, бывало, срывался — пацаны во дворе в футбол, в казаки-разбойники играют, кричат: «Саня, выходи!» Бросаешь эту музыку и к ним, на улицу, ура! Потом мама заводит всю толпу к нам домой, рассаживает в прихожей, а я должен сыграть то, что выучил. Конечно, были и слёзы, и огорчения — но у нас в результате был самый музыкальный московский двор. Мои друзья-ровесники воспитывались на Бетховене, Бахе, Чайковском, Свиридове, Глинке.

Сам же я никогда не считал музыку наказанием — она очень скоро стала неотделима от меня. И не только классика. Родители мои страстные любители джаза, и в доме нашем постоянно звучали Дюк Эллингтон, Луи Армстронг, Элла Фицджеральд. Импровизации этих джазовых исполнителей закладывались на подкорку, и я понимал, что музыка — не только то, что записано нотами. Музыка везде. Важно её слышать и уметь передать с помощью инструмента.

Нomo musikalis

Эти его профессиональная лёгкость и умение интерпретировать оценены и в музыкальной школе, и после, в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, и в аспирантуре, которые музыкант окончил на отлично и сразу был приглашён на преподавательскую работу. Более 25 лет работает на двух кафедрах — общего и специального фортепиано. С 2009 года обучает японских студентов из университета Курашики Сакуйо.

Активно занимается преподавательской деятельностью, даёт множество мастер-классов в России и за рубежом. Один из разработчиков программы и активный участник проекта дистанционного музыкального образования Yamaha Disklavier.

Убеждён, что в российском государстве музыку нужно ввести в качестве обязательного школьного предмета — ибо она меняет детскую душу и открывает в любом ребёнке свойственный ему потенциал, не всегда музыкальный. Считает, что термин homo sapiens по отношению к человечеству уже изжил себя, сейчас наступает время homo musikalis, — ведь быть мыслящим человеком невозможно, не зная музыки.

— Любой народ — это музыка. И времена, когда в каждой семье обязательно был музыкальный инструмент, не так далеки от нас. Гармошка, баян — XVIII — XIX века. Играли все, пели в семьях, деревнях, сёлах и городах. XX век, вспомните, — гордостью было пианино, и оно стояло даже в крохотных гостиных у многих. Народные инструменты сохранялись как святыни — Хакасия этому хороший пример. Музыка — это настоящее, то, что объединяет нас, делает народом. Согласитесь, совсем не случайно после Второй мировой войны опустошённая, раздавленная Япония, на которой США провели ещё и испытания атомной бомбы, уничтожив города Хиросиму и Нагасаки, начала учить детей не самурайскому кодексу чести для того, чтобы отомстить врагу. Она начала учить всех без исключения детей игре на музыкальных инструментах. Музыкантами выросли не все, но эта стратегия создала совсем другое государство. Дети, учившиеся музыке, стали высококлассными специалистами в своих сферах и обеспечили очень быстрое восстановление и какое-то космическое развитие Страны восходящего солнца. Музыкантов там тоже очень много, но главное — невероятное трудолюбие и открытость людей.

Обязательный урок в любой школе

Более 13 лет Вершинин Сан преподаёт в японском университете. Его пригласили туда после того, как студенты этого ­государства стали стажироваться в Московской консерватории по классу фортепиано. С этого времени несколько месяцев в году он проводит на острове Хонсю, где расположен университет Курашики Сакуйо.

— Там иное музыкальное образование. Вообще, понятие «детская музыкальная школа» — это ноу-хау России. Более такого нет ни в одном государстве. В Японии, по моему мнению, масса пробелов — там не проходят сольфеджио, не учат гармонии. На профессиональное образование не уходит такое количество времени. Но музыканты там прекрасные. Признаюсь, когда я только начал преподавать в консерватории, то думал, что нужно учить только абсолютно талантливых учеников и студентов, такой был максималист. Теперь же уверен — музыке должен учиться каждый, люблю работать с людьми устремлёнными, работоспособными.

Но талантливых он всё же отличает, помогает им. История конкурса имени А.А. Кенеля имеет этому многие подтверждения. Несколько лет назад на прослушиваниях Валентина Шевцова из Саяногорска получила первую премию конкурса.

— Это был один из первых моих приездов в Хакасию в качестве члена жюри конкурса. Девочка невероятно талантливая — только 13 лет, а она уже сложившийся исполнитель. Тогда я поговорил с ней, её родителями, предложил учиться в Москве, в государственном колледже музыкального образования имени Фредерика Шопена. Показал педагогу шопеновской школы, и девочку приняли на обучение. Сейчас она профессиональный музыкант, педагог, училась в консерватории, окончила аспирантуру. По сути, стала мне коллегой, — рассказывает Вершинин.

Подобная история произошла на конкурсе в прошлом году. Участница его, великолепно исполнившая «Апассионату» Бетховена, была рекомендована профессором для поступления в Московскую консерваторию, но, к сожалению, недобрала баллов. Поступила в Гнесинку и уже через год обучения стала выступать в Москве с сольными концертами.

Редкий город с дисклавиром

— Понимаете, конкурс — это очень важно. Он даёт настоящее музыкальное развитие. Если нет какого-то испытания, соревнования, то учеников мотивировать гораздо сложнее. После выступления на фестивале ребёнок однозначно будет заниматься лучше. В Хакасии много талантов, и понятие «культура» здесь имеет огромное значение. Есть совершенно замечательные музыканты, совсем юные и пора­зительно талантливые.

И я, знаете, не удивляюсь. Вот например, Абакан — это город, где есть дисклавир. Объясняю — это современные фортепиано или рояль, которые с помощью электромеханических датчиков, подключённых к светодиодам, приводят в движение клавиши, педали. С помощью специальной программы объединяют инструмент, за которым сидит исполнитель, с дисклавиром — расстояние не имеет значения, я могу играть концерт в Москве, а зрители услышат здесь живой звук на дисклавире. Не каждый крупный город имеет дисклавир, но Хакасия, как всегда, замечательное исключение. Это очень выручало нас во время пандемийного локдауна. Мы проводили уроки с разными странами, конкурсы. В этом году прошёл третий всероссийский дисклавирный конкурс. Очень удобно — жюри в Москве, музыканты в разных уголках России. Участники из Абакана взяли на этом конкурсе три первых места — вот вам показатель отношения к культуре в республике. Здесь министерством в общем и Светланой Окольниковой в частности прилагается максимум усилий для того, чтобы музыкальное, художественное развитие оставалось на высоком уровне.

Сказочный джаз, мальчик Ёси-кун и лягушонок Пикко

Рассказывая о Вершинине, нельзя не вспомнить и те старые виниловые диски Армстронга и Фицджеральд, которые он слушал в детстве. Стал ли он джазменом?

Сам музыкант называет это искусством импровизации — он блестяще владеет ею, что в классической среде всё же редкость. Сан Саныч — автор и художественный руководитель совершенно неординарных проектов: Crossover World Fusion Proekt, «Классика &JAZZ», классического цикла «Исторические концерты».

И как композитор он создаёт джазовые по форме, но классические по духу произведения. Например, его «Сюита сказок», презентованная в Хакасии в 2020 году, — настоящий фьюжн, в которой гармонично соединились русская классика, джазовая импровизация, испанское фламенко и индийские ладово-ритмические структуры.

— Во все времена великие музыканты обладали даром импровизации. Бах, Бетховен, другие — они ведь играли, не глядя в ноты, играли ту музыку, которую слышали и могли передать. Они изучали теории и практики своих предшественников и современников, брали самое лучшее и важное в их творчестве и создавали произведения, отражающие их собственный взгляд на мир.

Меня с детства интересовало то, что не написано в нотах — то, что слышишь только ты, и уже с твоим посредничеством — слушатели. Ведь вся музыка по сути — это продуманная импровизация.

В этом году Сан Саныч привёз в Хакасию свою новую музыкальную сказку. Это произведение для детей, которое, как утверждает он сам, появилось совсем случайно. Позвонили из Японии, спросили, нет ли сборника для самых маленьких — так, чтобы им было интересно начинать заниматься музыкой. Маэстро и педагог задумался — и родилась пьеса, за ней ещё одна, ещё, и ещё — всего 13 музыкальных произведений, объединённых общим сюжетом. Сказка про добро, дружбу, уважение. Истории к ней Вершинин набирал в телефоне, пока ехал в метро, иллюстрации нарисовала его ученица. В Японии издана книга, по которой уже начали заниматься малыши. В ней объединены текст, ноты, иллюстрации и приложен музыкальный диск.

Презентация состоялась в Японии. 3 марта была всероссийская премьера сказки «Путешествие маленького мальчика по имени Ёси-кун и его друга лягушонка Пикко в Страну необычных зверей». В этот день ученики школы № 1 имени ­

А.А. Кенеля представили её на суд зрителей — всем понравилось. 5 апреля маленькие исполнители по классу фортепиано, ученики Александра и Ирины Никифоровых, познакомились с автором и композитором Александром Вершининым.

— Для меня как музыканта и педагога это крайне важно, ведь эта музыкальная сказка решает сразу несколько важных задач, касающихся воспитания детей. Это путешествие, в котором дети учатся не только музыке, но и отношениям. С другой стороны — это методическое пособие для начинающих, написанное в так любимом детьми жанре сказки, что очень способствует ненавязчивому, быстрому освоению важных ступеней фортепианной техники, которые обычно представляются детям довольно скучными, — признаётся автор и композитор.

И удивляешься — известнейший исполнитель, востребованный музыкант, талантливый педагог... Как много граней у этого человека, влюблённого в музыку, слышащего её везде и стремящегося подарить это умение всем!

Здорово, что он любит встречать свой день рождения в Хакасии. Для всех, кто живёт здесь, это самый лучший подарок. И за это спасибо тоже.

Автор: Елена Абумова
Фото: Лариса Баканова
Газета «Хакасия» № 40 (24560) от 14 апреля 2022 г.

ПАРТНЕРЫ

Министерство Культуры РФ

Читать далее
Ссылка баннера:  http://mkrf.ru/

Министерство культуры РХ

Читать далее
Ссылка баннера:  https://culture19.ru/

Госуслуги (маленький)

Читать далее
Ссылка баннера:  https://www.gosuslugi.ru/